Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
ИКТ и образование обсудили в Твери
09.07.2010 00:30
версия для печати
О направлениях и планах В работе секции, посвященной развитию и использованию ИКТ в сфере образования, в числе прочих приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, а также члены президиума межведомственных рабочих групп и экспертно-консультативной группы Совета при Президенте России по развитию информационного общества. В частности, с докладом, посвященным вопросам развития информатизации в образовании и науке выступил заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации Владимир Миклушевский. Владимир Миклушевский отметил, что информатизация не является самоцелью, она призвана решить главные задачи, которые стоят перед российской системой образования: повышение качества образования и повышение уровня его доступности, а также вопросы интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство. Информатизация, по словам заместителя Министра, как нельзя лучше подходит для решения этих основных задач. По словам докладчика, практика развития и применения ИКТ в образовании показывает, что информатизация этой сферы включает в себя несколько взаимосвязанных направлений. С одной стороны это совершенствование технологии образования через развитее индустрии контента различных типов электронных образовательных ресурсов, а с другой стороны - развитие комплексной информационной среды учебного заведения (школы, вуза и т.д.). Также немаловажным аспектом является подготовка квалифицированных ИТ-специалистов, поскольку без этого внедрение и использование ИКТ в сфере образования невозможно. В числе направлений развития и применения ИКТ в образовании были отмечены такие как развитие информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, а также развитие прикладных информационных систем, которые обеспечивают автоматизацию процессов. «При реализации комплексных социально значимых проектов в образовании используется управленческий подход, который заключается в одновременном развитии ИКТ-компонентов для всех потребителей результата – государственных заказчиков федеральных целевых программ, субъектов Российской Федерации и бизнеса. Здесь чрезвычайно важно сделать так, чтобы все три категории потребителей постоянно взаимодействовали между собой. Если хотя бы один из элементов этой триады не является выгодоприобретателем при реализации той, или иной программы, то результат такой программы может быть неудачным», - отмечает Владимир Миклушевский. Говоря о планах в части развития и применения ИКТ в образовании, господин Миклушевский остановился на нескольких проектах, которые планируется реализовать по некоторым из вышеназванных направлений. В части развития образовательного контента, докладчик отмечает, что сейчас реализуется проект создания электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения. Такие ресурсы помимо прочего будут содержать новые социально-познавательные сервисы. В качестве примера был приведен проект «Зеленая Россия», который позволяет в интерактивном режиме знакомиться с национальными парками России. Относительно дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры, Владимир Миклушевский отмечает, что, в частности, проект по подключению российских школ к сети Интернет уже реализован (к сети Интернет подключено 52 тысячи российских школ). Сейчас идет подготовка к следующему этапу, в рамках которого планируется провести работы по увеличению скорости подключения к сети Интернет в российских школах. Кроме того, сейчас Минобрнауки совместно с Рособрнадзором прорабатывают возможность создания унифицированного информационного решения «Профиль учащегося». Анализируя практику по применению подобных решений в регионах, а также анализируя имеющиеся на рынке готовые коммерческие решения, планируется выбрать несколько «пилотных» регионов, в которых можно было бы в масштабах всего региона опробовать эти решения. При этом те продукты которые планируется отбирать и внедрять должны иметь такой функционал, который бы обеспечивал интересы всех групп потребителей услуг, предоставляемых на базе решения. В части программ по повышению квалификации в ближайшие годы планируется реализовать несколько масштабных проектов по повышению квалификации школьных учителей в области ИКТ. Также планируется продолжать работу по подготовке в вузах специалистов в области ИКТ, поскольку на сегодняшний день количество выпускников вузов по данным специальностям меньше, нежели количество требуемых на российском рынке ИТ-специалистов. В целом, говоря о стратегии развития на ближайшие годы, Владимир Миклушевский отмечает, что сейчас подготовлена новая версия программы развития образования на период с 2011 по 2015 годы, которая, скорее всего, будет трансформирована в государственную программу. В части развития ИКТ в сфере образования в рамках этой программы планируется сосредоточиться на четырех основных направлениях деятельности: Прежде всего, это поддержка региональных программ реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Второе направление – это внедрение электронного образовательного контента, который обеспечивал бы современное качество образования и адекватный механизм оценки деятельности образовательных учреждений. Третьим направлением станет развитие применения ИТ в сфере профессионального образования. Четвертое направление связано с созданием основанной на ИТ системы управления качеством. Региональный аспект Особое внимание как в рамках секции, посвященной сфере образования, так и в рамках всего Форума уделяется вопросам реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» на региональном уровне. В частности, в ходе проводившегося мероприятия прозвучал ряд докладов, посвященных мероприятиям в рамках указанной стратегии, которые реализуются и планируются к реализации как в столице, так и в регионах России. О планах мероприятий в рамках вышеназванной стратегии в столичной системе образования рассказал директор Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы Владимир Яблонский. Среди задач, реализуемых сейчас и планируемых к реализации в будущем, были отмечены несколько основных: Создание современных общешкольных локальных сетей. На сегодняшний день такие сети есть в 900 московских школах (около 50% от всех столичных школ). В текущем году планируется организовать локальные сети еще в 150 учреждениях. Также сейчас в рамках программы «Электронная Москва» созданы и внедряются типовые платформы и решения, на базе которых оказываются различные унифицированные сервисы (такие как «Электронный дневник», создание интернет-сайтов школ и других учебных заведений и т.д.). В частности, на сегодняшний день более 350 школ в Москве используют типовую систему «Электронных дневников». В Москве также работает уже несколько лет система по автоматизированному комплектованию детских дошкольных образовательных учреждений и в текущем году планируется на базе этой системы запустить сервис записи в детский сад через Интернет. Отдельно стоит упомянуть проект «Карта учащегося», реализуемый в московских школах на базе социальных карт. «Карта учащегося» - это типовая карта, которая выдается учащимся и используется для проезда в общественном транспорте. При этом, в 300 московских школах функционал карты расширен и позволяет в частности проходить через электронные турникеты на входе в школу, а также осуществлять при помощи карты расчеты за питание в школе (используется локальная платежная система и ребенок не может самостоятельно снять деньги с карты). «Многие решения, в том числе и по автоматизации процессов в отрасли образования, на сегодняшний день уже давно работают, в частности в Москве, в промышленной эксплуатации. Нет необходимости заново разрабатывать различные решения и платформы, необходимость есть в более активном внедрении уже существующих решений. Мне кажется, что это должно стать основным приоритетам для нас на ближайшие годы», - говорит Владимир Яблонский. О приоритетных целях и задачах использования ИКТ в системе общего образования в Псковской области и в регионах в целом в рамках указанной Стратегии рассказал в своем выступлении директор государственного учреждения «Региональный центр информационных технологий Псковской области», заместитель руководителя секции Экспертно-консультативной группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации Алексей Драгунов. В своем выступлении он отметил необходимость дальнейшего усовершенствования информационно-технологической инфраструктуры учреждений среднего образования в регионах. В частности, по словам докладчика, необходимо разработать и принять на федеральном уровне единые стандарты оснащения общеобразовательных учреждений средствами информатизации. Также была отмечена необходимость создания в школах локальных сетей и оснащение школ серверами. Для снижения затрат на поддержание инфраструктуры в числе прочего в школах могут использоваться терминальные технологии (технологии «тонкого клиента»). В частности, сейчас «пилотный» проект по использованию таких технологий реализуется в Псковской области. Также говорилось о необходимости увеличения скорости доступа в сеть Интернет для школ в регионах, поскольку там проблема «узких» каналов связи стоит острее, нежели в крупных городах. В числе прочего была отмечена возможность использования в региональных образовательных учреждениях как проприетарного программного обеспечения, так и «свободного» ПО. В рамках означенной темы также прозвучал доклад Министра образования Пермского края Николая Карпушина, в котором он рассказал о процессе и результатах внедрения в образовательных учреждениях такого решения как «Электронный дневник». По словам выступавшего, этот инструмент отражает все противоречия участников образовательного процесса: «Оказалось, что создать «Электронный дневник» гораздо проще, чем выстроить все регламенты и управленческие процессы, которые комплексно формируют логику услуги», - отметил Николай Карпушин. Тем не менее, в рамках краевого проекта информатизации школ был создан ключевой модуль - «Электронный дневник», который объединил большой круг заинтересованных людей. На сегодняшний день «Электронный дневник» стал центральным модулем, на базе которого созданы дополнительные сервисные модули (видеоуроки, социальные сети, электронное домашнее задание и т.д.). Кроме того, на базе данных, получаемых посредством внедренного решения, появляется возможность контролировать качество оказываемых образовательных услуг. Дистанционное обучение Поднимались в рамках секции и вопросы, связанные с дистанционным образованием. Докладчики говорили как о результатах некоторых реализованных проектов, так и о проблемах с которыми сталкиваются специалисты, занимающиеся дистанционным обучением. О проекте по созданию системы дистанционного образования для детей-инвалидов, которая реализуется сейчас как одно из мероприятий Национального проекта «Образование» рассказала директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Елена Булин-Соколова. Проект был разработан и запущен в Москве в 2003 году. Затем к проекту начали присоединяться регионы, и к прошлому году в рамках проекта велось сотрудничество с 34 регионами России. По словам Елены Булин-Соколовой, разработка и развитие данного проекта привело к созданию единой информационной образовательной среды, а также учебных курсов на базе электронных образовательных ресурсов по всем предметам школьной программы с 1 по 11 класс и курсов дополнительного образования. Кроме того, в рамках развития проекта были созданы системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также методические рекомендации обеспечения образовательного процесса. К настоящему моменту в рамках проекта в каждом из субъектов РФ открыт центр дистанционного образования, где есть все необходимое оборудование, а также профессиональные педагоги, имеющие опыт работы в системе дистанционного обучения. Как отмечает докладчик, на сегодняшний день в рамках проекта уже взаимодействует большое количество учителей, которые в достаточной степени владеют технологическими инструментами, необходимыми для реализации дистанционного образования. Эти специалисты могут в дальнейшем обучать других педагогов методам работы (как с точки зрения освоения новых технологий и инструментов, так и с точки зрения методики) в сфере дистанционного обучения. Некоторых проблем, с которыми сталкиваются специалисты, работающие в сфере дистанционного обучения, коснулась в своем выступлении заместитель генерального директора некоммерческого партнерства «Телешкола» Елена Подгорная. В числе прочего докладчик акцентирует внимание на том, что на сегодняшний день в части нормативно-правовой базы, дистанционное обучение определяется не как «форма получения образования», а как «дистанционная образовательная технология», которая обслуживает шесть существующих на сегодняшний день форм получения образования, и, соответственно, не финансируется как другие формы получения образования. Также было отмечено, что при реализации проектов по дистанционному обучению способы и методы учебной деятельности не отличаются от обычных форм обучения, в связи с чем не изменяется восприятие преподавателя и он не может в полной мере использовать инструменты, доступные в системе дистанционного обучения. Кроме того докладчик отмечает, что в ряде регионов преподаватели не хотят оставлять «часы учебной нагрузки» в школе, поскольку не знают как те «часы учебной нагрузки», которые они отработают при условии дистанционного обучения отразятся на пенсии и выслуге лет. ИТ-кадры решают все Коснулись участники мероприятия и такой темы как подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ. В числе прочих с некоторыми предложениями по активизации подготовки специалистов в области ИКТ выступил декан Государственного университета – Высшая школа экономики, руководитель секции Экспертно-консультативной группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации Виктор Никитин. В своем выступлении Виктор Никитин предлагает более активно привлекать к преподаванию ИТ-дисциплин в вузах представителей ИКТ-отрасли. Также отмечено, что представители ИКТ-сообщества могут участвовать в формировании грантов на создание в вузах базовых кафедр, а также финансировать на грантовой основе разработки по созданию учебно-методических комплексов по ИКТ-дисциплинам и проводить в вузах конкурсы на НИОКР. В части инициатив по программе «Информационное общество» (2011-2020 годы) докладчик предлагает повышение боджетного финансирования студентов по направлениям подготовки в сфере ИКТ, а также организацию конкурсов на НИОКР по критическим технологиям в сфере ИКТ, что будет стимулировать развитие фундаментальных и прикладных исследований в российских вузах. Что еще прочитать по этой теме: 28 июня 2010 г. ИТ-грамотность для всех. Хотят Microsoft и СГА 23 июня 2010 г. Microsoft и ведущие вузы Санкт-Петербурга заключили Соглашения о сотрудничестве 21 июня 2010 г. Сколково: по «Гуглу» в год не получится 18.06.2010 Intel представил проект со «Сколково» и планшет с WiMAX 17 июня 2010 г. В расчете на безработных. В Петербург пришел «Твой курс» 15.06.2010 Наука, бизнес, образование и государство найдут общий язык с помощью Scientific Relations 13 мая 2010 г. SAS разворачивает Академическую программу для ВУЗов России и СНГ 30 апреля 2010 г. «Университетский кластер» теперь с «софтом» Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru) Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование Ключевые слова: Тверской социально-экономический форум
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||