rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Аграрии ставят на Big Data

По данным J’son & Partners Consulting, Интернет Вещей и сквозная автоматизация производственных и бизнес-процессов в аграрной отрасли России позволит не только повысить производительность труда сотрудников в несколько раз, но и снизить цены на продукты питания. Причем, цены также будут уменьшать в разы, а качество товаров вырастет. Правда, на данный момент мы уже существенно отстаем от практики использования IoT в развитых странах.

Как отмечают аналитики, российское сельское хозяйство по уровню производительности труда очень сильно отстает от Германии – в 3 раза. При этом отставание от США по этому показателю кажется вообще фатальным – более чем 20 раз. В частности, России валовая стоимость сельхозпродукции на одного работника в 2015 году составила $8 тыс., тогда как в США этот показатель равен $195 тыс.

Если российские аграрии в ближайшее время не озаботятся внедрением Интернета вещей и сквозной автоматизации, отставание станет еще более существенным, а значит, и конкурентоспособность наших товаров при экспорте будет падать, а стоимость продуктов питания и сырья для них на российском рынке -наоборот расти.

«Учитывая, что развитые страны в настоящий момент ставят своей целью максимально увеличить производительность сельского хозяйства и отдачу на единицу площади за счет применения технологий точного земледелия, инструментов сбора и анализа данных и средств автоматизации сельскохозяйственных процессов, для России актуальна задача ускоренного сокращения технологического отставания», - комментируют в J’son & Partners Consulting.

По прогнозам Goldman Sachs, применение инновационных технологий может увеличить производительность мирового сельского хозяйства на 70% к 2050 году. И передовые компании уже стараются использовать этот тренд. Если в 2010 году в мире насчитывалось не более 20 высокотехнологичных компаний в сфере сельского хозяйства, то за последние четыре года ситуация кардинально изменилась. Так, за период 2013-2016 гг. было инвестировано порядка $11 млрд более чем в 1300 новых технологических стартапов этой отрасли. Лидерами по активности в этом направлении стали США, Канада, Индия, Китай, Израиль.

Схема использования Интернет вещей в сельском хозяйстве, по мнению аналитиков, такова. Сначала необходимо начать собирать данные о предыдущих урожаях, погоде, эффекту от применения удобрений и т.д. Затем нужно обеспечить непрерывный доступ к текущей информации о погоде, температуре и составе почвы с помощью подключенных датчиков. Все эти данные – и исторические, и текущие – надо интегрировать в систему управления данными. Все эти данные должны стать основой для системы бизнес-анализа, а кроме того, необходимо разработать инструкцию для действий в зависимости от ситуации. Аналитики уверены, что идеальным решением будет автоматическое управляющее воздействие в случае поступления команды на периферийные компоненты системы. В результате по необходимости автоматически будут срабатывать датчики полива, радиоуправляемые тракторы, БПЛА, распыляющие химикаты или проводящие аэрофотосъемку для оценки уровня вегетации, регуляторы температуры и влажности в теплицах и т.д. Причем, такая схема должна применяться как в растениеводстве, так и в животноводстве.

«По прогнозам Gartner, общий экономический эффект от внедрения Интернета вещей во всех отраслях экономики в глобальном масштабе составит к 2020 году $1,9 трлн. На долю сельского хозяйства приходится 4%, т.е. примерно $76 млрд, - напоминают в J’son & Partners Consulting. - Рынок умного фермерского хозяйства Roland Berger оценивает в €3 млрд в 2016 году и €4,5 млрд к 2020 году, при этом доля США составляет более 40% от глобального рынка».

Потенциал российского сельского хозяйства в отношении внедрения Интернета вещей достаточно велик, особенно с учетом низкой базы. Среди результатов, которых отрасль может добиться – снижение цен на основные продукты питания в России примерно в два раза при одновременном улучшении их качества за счет реализации модели dropshipping, а также снижение наценки в оптово-розничном звене. Также наши аграрии могут в 3-5 раз увеличить производительность труда, что позволит увеличить объем потребления в денежном выражении не менее чем в 3 раза. Все это приведет к тому, что объем рынка продуктов питания и сельскохозяйственной продукции вырасет в 1,5 раза на 4 трлн рублей в годовом выражении, а прирост чистой прибыли сельхозпроизводителей может составить до 200 млрд рублей в годовом выражении.

При этом изменения в сельскохозяйственной отрасли станут драйвером и других отраслей, в частности – IT-отрасли. Прирост потребления информационных технологий сельхозпредприятиями может увеличиться на 22% или 156 млрд рублей, а услуг передачи данных – на 19%или 11 млрд рублей в год.

Повышение прозрачности благодаря автоматизации процессов сделает агробизнес более привлекательным для банков, а, следовательно, приведет к минимизации рисков кредитования сельхозпроизводителей. Это создаст предпосылки для увеличения объемов кредитования сельхозпроизводителей на 500 млрд рублей.

«В связи с трансформирующим (disruptive) характером технологий интернета вещей, - комментируют в J’son & Partners Consulting, - наибольший эффект внедрение интернета вещей в сельском хозяйстве (IoTAg) способно оказать тогда, когда «связанными» оказываются не только процессы внутри сельскохозяйственного производственного цикла, но и охватываются как можно больше звеньев цепочки добавленной стоимости, а в ряде случаев исключают ранее существовавшие связи, заменяя их автоматизированными решениями, превращая сельское хозяйство в «цифровую» отрасль».

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Оборудование, ПО, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода